» »
Источник
00:17
Христианство — это вера в воскресение мертвых
 
Согласно православному учению, частицы тел усопших вечно сохраняют связь с душой и однажды повелением Божиим снова соберутся воедино. Все когда-либо жившие на Земле люди воскреснут. О том, как представить себе такое и как совместить это с данными науки, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, сейчас в Московском Патриархате стараются ввести повсеместную катехизацию перед крещением. Люди, готовящиеся к таинству, должны изучить хотя бы основы православной догматики и Символ веры. Как рассказывали мне многие священники, догмат о воскресении мертвых — это то, во что современному человеку труднее всего поверить.
— И это не удивительно. Вспомним, что уже в Ветхозаветной Церкви, причём среди высшего духовенства, появились еретики-саддукеи, отрицавшие воскресение мёртвых. А когда Евангелие Христово начало распространяться между язычниками, то многим людям, воспитанным на греческой философии, очень тяжело было поверить и в то, что Спаситель воскрес из мёртвых, и в то, что все мы в конце времён воскреснем вслед за Ним. В эллинистическом сознании материя и плоть воспринимались как темница духа, из которой надо бежать, прилагая все возможные усилия. А потому идея телесного воскресения нередко воспринималась как чистое безумие. Помните реакцию афинских философов на проповедь апостола Павла в ареопаге? И среди самих христиан уже в I веке появились еретики-гностики, отрицавшие буквальное понимание догмата о воскресении мёртвых, пытавшиеся истолковать его образно, символически, так сказать, в "духовном" смысле.
 
Одним словом, нет ничего нового в том, что человеку XX-XXI веков так трудно поверить, что все мы будем воскрешены Богом телесно. В наши дни лишь появились дополнительные психологические мотивы для такого неверия, например — абсолютизация науки. К тому же, сознание современных людей очень сильно засорено массовой культурой, и когда начинаешь с ними говорить о воскресении мёртвых, то нередко у них в первую очередь возникают неадекватные ассоциации с фильмами ужасов про зомби и прочих живых мертвецов. Многие не сразу понимают, что речь идёт не о простом оживлении трупов в условиях привычного нам падшего мира, но о явлении Нового Неба и новой земли, где смерти уже не будет. То есть о победе бытия над небытием, о вселенском преображении, об обожении всего творения. Соответственно, иным будет и состояние наших тел: они воскреснут одухотворёнными и бессмертными. Но это состояние будет иметь диаметрально противоположные следствия для достигших спасения и для нераскаянных грешников…
 
 

— Помню, как отец Даниил Сысоев на литургии в своем храме, уже выйдя с Чашей в руках причащать народ, еще раз читал Символ веры и после каждого члена говорил: "Вам можно причащаться только в том случае, если вы в это верите". Особенный акцент он делал на воскресении мертвых в теле и повторял, что те, кто не верит в это, не должны причащаться.
— В этом я согласен с отцом Даниилом. Догмат о всеобщем воскресении из мёртвых теснейшим образом связан с самой основой нашей веры — с догматом о телесном воскресении Христа. В Священном Писании, в Первом послании апостола Павла к Коринфянам и в Откровении Иоанна Богослова, Спаситель именуется "Первенцем из умерших". То есть Его воскресение — начало нашего воскресения, одно без другого не имеет смысла. Господь совершил всё домостроительство нашего спасения не ради Себя самого, а ради нас. И воскрес Он не для Себя, а для нас, чтобы с Собой со-воскресить и всех людей. Не зря же апостол Павел так настаивал, что "если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша". То есть без догмата о всеобщем воскресении нет и Христианства.
— Как вера в воскресение мертвых в теле совместима с современной наукой?
— Вера и наука в принципе являются двумя разными сферами, практически не пересекающимися. Это разные способы познания, направленные на разные стороны бытия. Поэтому, если наука не заидеологизирована, она не может вступать в противоречие с религией. Известно, что среди учёных с мировым именем немало верующих людей. Любое кажущееся противоречие между тем или иным догматом веры и теми или иными выводами науки будет тут же снято, если вспомнить, что наука изучает только материальный мир, причём в его нынешнем падшем состоянии, а вера выходит далеко за эти пределы. Наука постигает то, что во времени, вера — то, что в Вечности. Потому, на мой взгляд, не стоит искать способов искусственного совмещения догмата о воскресении с данными науки. И мир до грехопадения, и Жизнь Будущего Века — просто за рамками научного способа познания.
— Как поверить в воскресение мертвых?
— Так же, как и в любую другую истину православного вероучения. С одной стороны, вера — это особый дар Божий, который, по апостолу Павлу, "хранится в сосуде доброй совести". С другой стороны, она, по его же словам, и "от слышания", а от себя можно добавить — "и от чтения". То есть надо просить Господа, чтобы Он даровал веру, и при этом стараться хранить совесть в чистоте, а также сделать своим ежедневным чтением Писание и творения святых отцов. Через это, когда придёт время,родится "уверенность в невидимом, как в видимом", говоря словами святителя Филарета Московского. И откроется путь к опытному познанию истин Божественного Откровения.
 

 
— Какая связь сохраняется между телом и душой усопшего?
— По учению святителя Григорий Нисского, после телесной смерти человека познавательная сила его души продолжает пребывать при элементах, составляющих его тлеющее тело, подобно стражу своей собственности. Так что связь души с телом не прерывается даже при полном разрушении последнего. Познавательная деятельность человеческого духа по смерти не прекращается, но простирается и на телесное, и он продолжает распознавать частицы своей плоти. А нематериальная природа души, не ограниченная пространством, позволяет ей одновременно быть при всех рассеянных частицах ее тела.
Так, именно в силу сохранения связи души усопшего с его телом, мощи святых обладают чудотворной силой. А поклонение мощам святого становится живым общением с самим святым.
— В каком возрасте воскреснут усопшие?
— По святителю Василию Великому, все воскресшие будут одного возраста — тридцати лет, "в меру полного возраста Христова". Его мысль уточняет святитель Григорий Нисский. Он говорит, что понятие физиологического возраста само по себе упраздняется в воскресении, а "тридцатилетний", то есть совершенный, возраст воскресших тел надо понимать как отсутствие болезней, младенческой незрелости, старческих дряхлости и прочих возрастных несовершенств.
— Как будут восстановлены те тела, которые были сожжены, съедены зверями и т. д.
— Как уже говорилось, по словам святителя Григория Нисского, каждая частица тела навсегда запечатлена душой, с которой была соединена, и будет нести на себе эту печать везде, где бы ни очутилась. Даже если прах человека развеян по всей планете, его связь с бессмертной душой сохраняется. А как он снова соберётся воедино? Особым творческим повелением Божиим. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что раз Бог сотворил Адама из земного праха, и раз Он образует из маленькой капли отцовского семени в утробе матери сложнейший человеческий организм, То Ему, конечно же, не составит никакого труда восстановить то, что когда-то уже было Им создано, но разрушилось.
Ставьте ссылку при использовании материалов с сайта МИР news



Категория: Духовный мир | Просмотров: 837 | Добавил: Олег


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz