» »
Источник
20:41
Марена вступила на русскую землю
 

Наши предки, не имея возможности получать "научные" прогнозы погоды от синоптиков (которые всё равно постоянно врут), освоили искусство предугадывать грядущие погодные перемены по целой системе различных примет, которые учитывали и поведение животных, и цвет неба, и древние поверья. 25 ноября считался днём Марены — символа смерти, зимы и тьмы.

В мифологии любого народа, связанной с годичным циклом, весна всегда олицетворяла жизнь, молодость и свет, а зима — старость, смерть, тьму. Славянская богиня смерти Марена, более частный вариант имени — Марана, имеет куда более древнее происхождение. Легенды о Марене восходят к праарийским мифам, из которых она перешла в мифы германских племён, а также в скандинавские, кельтские и другие.

Ноябрь — месяц особенный: по календарным датам ещё осень, а по погоде — самая настоящая зима (ведь по-хорошему снег выпадал ещё в начале октября, а не как теперь) — и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима. Недавно только прошёл костюмированный праздник Хэллоуин, или День всех святых, который органично "наложился" на кельтский Самайн, символизирующий возвращение зимы — времени, когда тёмные, враждебные человеку силы вновь получают власть над миром, заставляя людей жаться к домам и тёплым светлым комнатам, отпугивая гостей из мрака весёлым смехом и громкими разговорами.

У славян таким переломным днём было 25 ноября, который почитался днём Марены (она же Морана, Морёна, Маржана, Маржёна и т.д.). Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода — дождь, снег, ветер. В этот день запрещено было творить какие-либо славословия и жертвы богам, так как все они невольно приносились бы Марене.

Для борьбы с зимой, холодом и смертью у людей было лишь одно средство — огонь. Только свет живого пламени мог отпугнуть все враждебные человеку силы природы, которые всегда казались людям управляемыми чьей-то недоброй волей. Ведь зима с её морозами и голодом каждый год уносила многочисленные жизни тех, кто был слаб, — больных, старых, малолетних…

И вот, чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что её не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место — на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть, принадлежащая к свите тёмного божества.
 

На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани (незамёрзшей трясине), чтобы символически "дать отпор" богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времён считавшегося противником всех тёмных сил и другом людей.

Но в зимнем, холодном мире Марены власть солнца ничтожна, оно ничем не может помочь людям — только изредка показывается им, чтобы напомнить, что где-то далеко отправляется в дальний путь весна, которая вернётся и прогонит прочь старую ведьму Смерть. И тогда соломенное чучело Марены поволокут за околицу и сожгут на весёлом жарком костре Масленицы все те, кто дождался перелома года на светлое время.

У Марены было несколько обличий: высокая красивая женщина с распущенными длинными волосами, уродливая старуха, молодая девушка. Она могла быть одета либо в рваные чёрные лохмотья, либо в белые роскошные одеяния, но всегда несла только одно — смерть.
Воплощений у этой мрачной богини тоже было несколько — к примеру, Моровая дева, Мара, и прочие тёмные женские божества, олицетворявшие болезни, наваждения и гибель. Однако в русских народных сказках Марена превратилась в прекрасную Марью Моревну, пленницу Кащея, которую витязь должен украсть и привезти людям.
Ведь Марена, подобно многим божествам, была всего лишь тёмной стороной таинственной богини, к которой восходят все женские божества праиндоевропейской мифологии. И если зимой Марья Моревна была холодной и злой смертью, то весной она же, возобновляя жизненный цикл, являлась в своей второй ипостаси — богини весны и молодости, красивой юной девушки, несущей свет и любовь. И все сказки и кончались победой царевича над силами тьмы и его свадьбой с прекрасной Марьей Моревной.
 
Ставьте ссылку при использовании материалов с сайта МИР news



Категория: Духовный мир | Просмотров: 1505 | Добавил: Олег


Всего комментариев: 1
1 Владислав   (27.11.2010 21:03)
Если не трудно, укажите источник откуда эта информация. дату опубликования источника и подтверждения из 2-3 независимых источников?
Пожалуйста только без эмоциональных реакций и упования типа" да это всем известно"... до выхода сборника Афанасьева " Народные Русские Сказки " 1855 года ни в одном источнике как отечественном так и зарубежном нет никаких упоминаний ни об одном сказочном сюжете или персонаже. То есть речь идет о литературном творчестве писателя, а не о результатах экспедиций по собиранию русского фольклора.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz