» »
Источник
15:00
Загадка Содома и Гоморры

Библейскую историю о Содоме и Гоморре нетрудно принять за фантастику. Действительно, история о двух городах, уничтоженных "огнем и серой" за греховное поведение их обитателей, выглядит надуманной. Однако археологи подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.

Рассказ о Содоме и Гоморре переносит нас в ранний период иудейской истории. Предки иудеев вели полукочевой образ жизни. Их предводителем во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец-основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила - всеми арабами.

Авраам играет видную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни излагается, по сути дела, одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события имели место около 2200 г. до н.э.

Авраам родился в Уре халдейском (шумерский Ур, ныне Ирак), потом жил в Харране. Именно тогда Бог открыл Аврааму его судьбу: он должен был переселиться в Ханаан (ныне Палестина).

По велению Бога Авраам, взяв свою жену и родственника Лота с семьей, направился в Ханаан. Там все дружно занялись скотоводством. Пастухи Авраама и Лота конфликтовали из-за пастбищ, и Авраам предложил разделиться: Лот с семьей откочевали дальше на восток (современный Иордан) к городу Содом.

В наше время этот район - бесплодная жаркая пустошь, но в те времена там находилось пять процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор.

Современная местность Содома и Гоморры

Если верить Книге Бытия, все это должно было измениться за один день. В Библии постоянно упоминается о "порочности" жителей городов, особенно Содома и Гоморры.

Природа этой порочности, которую обычно принимают за склонность к половым извращениям, остается не вполне ясной. Но среди грехов содомитов одно из первых мест занимала негостеприимность: они грубо обошлись с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почетных гостей.

Жители Содома потребовали, чтобы Лот вывел их на улицу, и стали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно забрать свою семью и уходить в горы, ни в коем случае не оглядываясь.

Лот взял жену и дочерей и покинул город, который вскоре превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась посмотреть и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.

Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили его и поочередно с ним переспали; в результате обе зачали сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян - иорданских племен, заклятых врагов израильтян.

После этого мы больше не слышим о Лоте. Что касается Авраама, то он наблюдал катастрофу с безопасного расстояния из Южной Палестины.

Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую "нравоучительную историю", выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими "нечестивцами" в прямом и переносном смысле были враги израильтян.

Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп. Побережье Мертвого моря усеяно колоннами кристаллической соли самой разнообразной формы.

Жена Лота

Похожая на человека колонна могла породить библейскую историю. Эта местность также очень богата самородной серой, которую иногда находят в виде маленьких шариков. Это обстоятельство могло породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь.

Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно найти в мифах других народов. Например, в греческом мифе Орфей спасет свою жену Эвридику из Аида лишь при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял ее.

История посещения двух ангелов очень похожа на другую историю из античных мифов в пересказе Овидия, где говорится о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии и были неприятно удивлены недружелюбием местных.

В отместку за дурное обхождение они уничтожили целый город, пощадив лишь чету пожилых бедняков, которые приняли их в своем доме и накормили. Да и сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его обитателей, был очень популярен.

Сами исследователи Библии мало что могли сказать в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т.К. Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в статье, опубликованной в "Библейской энциклопедии" в 1903 г., истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Великим потопом.

В 1924 г. археологическая экспедиция У.Ф. Олбрайта в местечке Баб-эль-Дахра обнаружила остатки поселения бронзового века (примерно 3100-2300 гг. до н.э.). Но лишь в 70-е гг. археологи начали осознавать истинное значение открытия.

Еще до раскопок стало ясно, что город погубил огонь. Впоследствии он оставался заброшенным 2 тысячи лет.

Это не единственное палестинское поселение, которое постигла такая участь. В 1975 г. археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб обнаружили Нумерию - другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу со следами масштабного пожара.

К 1980 г. они представили предварительные выводы: обнаруженные ими поселения были теми самыми пятью "городами на равнине" из Книге Бытия.

Что же было причиной разрушения пяти процветающих городов? Есть ли точки соприкосновения между археологией и религией?

В Библии сказано, что Бог обрушил на города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые античные авторы, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о "громовых стрелах", или просто о "молниях".

Как заметила геолог Дороти Виталиано, "маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого погибли четыре города" (некоторые утверждали, что Сигор пережил катастрофу).

 


Но давайте учитывать еще один фактор. С древних времен известно, что район Мертвого моря богат нефтью. В Книге Бытия упоминается о "смоляных ямах" в долине Сиддима неподалеку от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мертвое море вообще называли Асфальтовым озером из-за плававших в нем огромных кусков битума. Их количество резко увеличивалось после землетрясений.

Содом и Гоморра фактически сидели на пороховой бочке. Кроме этого, они были построены на крупном разломе земной коры, одной из основных зон сейсмической активности на планете. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.

Д.Виталиано соглашается с предположениями своих предшественников: "Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима примерно за 2000 лет до н.э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битума, загоравшихся от огня в домашних очагах.

Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовались при строительстве внешних стен или зданий, они послужили дополнительным топливом для пожара".

Интересно заметить, что она написала это в 1973 г., до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.

Два видных специалиста - Д.Негев из геологической службы Израиля и К.Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл (Массачусетс) посвятили Содому и Гоморре целую книгу.

По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века.

Негев и Эймери полагают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве.

Следует обратить внимание на тот факт, что битум в этом районе очень богат серой. Потоки горячей соленой воды, разлившейся в результате землетрясения, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.

Так что же, тайну Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но подождем отправлять тему в архив. Выяснилось, что одновременно с землетрясением в районе к юго-востоку от Мертвого моря произошли резкие климатические изменения.

Земли, которые некогда обильно увлажнялись и были плодородными, внезапно стали сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселялись. Жестокая засуха продолжалась около 300 лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.

Теперь становится все более очевидным, что гибель Содома и Гоморры - это лишь один маленький фрагмент головоломки большого масштаба. Одновременно с резким ухудшением климата практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, причем многие - в результате землетрясения.

Во всей Турции сгорели и оказались заброшенными не менее 300 городов; к их числу принадлежала и Троя. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века.

В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид. Уровень Нила резко упал, а на западе Сахара отвоевала обширные области, которые некогда были плодородными.

Сегодня многие факты указывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тыс. до н.э. была частью глобального катаклизма. Некоторые ученые считают, что всему виной столкновение Земли с крупными метеоритами и фрагментами комет.



Это вызвало резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из-за выброса огромного количества пыли в атмосферу. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясению, и к извержениям вулканов.

Это соображение возвращает нас к библейскому описанию событий. Какова была природа "небесного огня", который, согласно Книге Бытия, уничтожил Содом и Гоморру? "Молния" в хрониках Иосифа Флавия - это не обычная молния, как может показаться на первый взгляд.

Из двух греческих слов, которыми он описывает это событие (keraunos - "молния" и bolos - "снаряд"), ни одно не используется в контексте описания обычной грозы. В частности, слово keraunos использовалось для описания священного, наиболее смертоносного оружия бога Зевса, которым он пользовался только в особых случаях.

В эллинистическом мире Зевс как бог грома ассоциировался с рядом метеоритных культов, а "небесные камни" сохранялись и почитались в течение веков после их падения.

Может показаться большой натяжкой, что Содом и Гоморра, расположенные на линии разлома земной коры, да еще и над залежами горючих углеводородов, в придачу попали и под удар метеорита.

Но если катастрофа, по свидетельству современников, произошла во время обильного метеоритного дождя, причины и следствия вполне могли поменяться местами в умах людей. Метеорит или фрагмент кометы, упавший в другом месте, мог вызвать сейсмические толчки, в то время как обломки меньшего размера, сгоравшие в атмосфере, озаряли ночное небо...

Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, уничтоженных "небесным огнем", может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба. 

Ставьте ссылку при использовании материалов с сайта МИР news



Категория: Загадки истории | Просмотров: 1078 | Добавил: Олег | Теги: Содом и Гоморра


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz